Ятрогения: опасный разговор, которого нельзя избежать

08.05.2019
Дата публикации 08.05.2019
Метки Интервью

Что такое ятрогения и стоит ли ее бояться современному врачу-стоматологу? В чем принципиальные отличия ятрогении от осложнений после медицинского вмешательства? Как защитить врача и пациента от негативных последствий лечения? Решением этих острых вопросов занимается кандидат медицинских наук, опытный хирург-стоматолог, Сурен Варжапетян.

Сурен Варжапетян

Стаж практики: 20 лет

Специализация: хирургическая стоматология, терапевтическая стоматология, дентальная имплантология

Как стоматологи и их пациенты реагируют, когда в результате лечения возникают непредвиденные неприятные последствия? Только ли лечащий врач является причиной их возникновения?

Врачи любой специальности искренне переживают за своих пациентов. Стоматологи особо остро ощущают на себе последствия неудачного лечения. Именно в стоматологии больше, чем в других медицинских специальностях, наблюдается так называемый «‎потребительский террор»‎. Ожидая идеальных результатов, пациенты часто предъявляют очень высокие требования к лечащему врачу, а также дают субъективную оценку результатам проводимого лечения. Большинство посетителей стоматологических кабинетов уверены в том, что оплата медицинской процедуры обязана гарантировать стойкий лечебный эффект и полное отсутствие неприятных последствий.

Однако, в некоторых ситуациях высокая квалификация специалиста не исключает негативные послеоперационные и посттерапевтические проявления. И, конечно же, уровень платежеспособности пациента никак не влияет на частоту их возникновения.

Так как медицина — не точная наука, существует множество ситуаций, когда то или иное лечение может сопровождаться негативными последствиями. Такие состояния описываются медицинским термином «ятрогения», который, кстати, имеет несколько вариантов трактования.

Как ятрогению определяют официальные источники и какова ваша оценка этого определения?

Разные медицинские специалисты трактуют термин «ятрогения» абсолютно по-разному. Например, судмедэксперты «ятрогенией» по-старинке описывают абсолютно все случаи врачебных ошибок. Некоторые врачи отождествляют ятрогению с умышленным или неумышленным нанесением вреда здоровью пациента. Третьи понимают под этим термином наступление неблагоприятного результата проведенного лечения. В некоторых публикациях даже насилие над пациентами в виде навязывания метода лечения относят к ятрогении.

В десятом издании Международной классификации болезней термину «ятрогения» дается широкое определение. Согласно ему, ятрогения — это любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и лечебных вмешательств или процедур, которые приводят к нарушению функции организма, ограничению обычной жизнедеятельности, инвалидизации или даже смерти. Также указывается, что ятрогения — это осложнения медицинских процедур, которые развились в результате ошибочных и неправильных действий врача.

Такая точка зрения чрезвычайно однобока и опасна, как и мнение о том, что ятрогения — это прямое нанесение вреда пациенту. Ни в коем случае нельзя отождествлять ятрогению с тем или иным проявлением осложнений, которые возникают в результате неправильных или неквалифицированных действий медицинского специалиста.

Как отличить ятрогению от осложнения после медицинского вмешательства?

Безусловно важно и нужно разделять осложнения и ятрогению. Осложнение может быть проявлением ятрогении, но не все случаи ятрогении — осложнения. Ятрогения — это широкий собирательный термин, который объединяет в себе понятия многих патологических состояний, которые формируются под влиянием медицинских лечебно-диагностических манипуляций. Эти процессы на сегодняшний день не имеют четких определений, и тем самым вводят в заблуждение и пугают специалистов. Ятрогения включает в себя явления, которые могут возникать как по вине неквалифицированной медицинской помощи, так и по причинам, не зависящим от качества проведенного лечения.

Осложнением называют патологический процесс, который этиологически и патогенетически связан с основным заболеванием. Другими словами, осложнение — это ухудшение течения того заболевания, лечение которого проводится в данный момент или проводилось ранее. Таким образом, осложнение — это одна из форм ятрогенных проявлений.

Например, в результате развития раковых новообразований пациенту назначают резекцию поджелудочной железы. После этой операции у больных развивается сахарный диабет. Однако, сахарный диабет не является осложнением основного заболевания, и хирург, который провел идеальное удаление железы, причастен в развитии диабета, но не виновен — он качественно сделал свою работу и вылечил пациента от первой болезни.

Если после действий хирурга ухудшилось течение основного заболевания, то в таком случае можно говорить об осложнении. Причем все вопросы, касающиеся квалифицированности медицинских действий, решает экспертиза.

Прогрессирование онкологического заболевания, послеоперационный сахарный диабет, головокружение после наркоз, рубец после операции — все это ятрогения.

Даже в простейшем случае, когда пациент приобретает лекарственные препараты в аптеке, его открыто предупреждают о возможных нежелательных процессах в результате или после лечения. В аннотации они прописаны в разделе «побочные эффекты». Это тоже проявления ятрогении, которая так или иначе может сопровождать терапевтическое лечение основного заболевания пациента.

«Прежде чем получить диплом, каждый доктор подписывается под своей виновностью»

Что по-вашему мнению может изменить отношение к проявлениям ятрогении и поможет избавиться стоматологу от комплекса вины?

«Прежде чем получить диплом, каждый доктор подписывается под своей виновностью». Мы уже виноваты в том, что мы — врачи. Каким сверхчеловеком ни был бы врач-стоматолог, какого бы профессионального уровня он не достиг — после лечения пациента всегда существует возможность развития неблагоприятных последствий той или иной степени тяжести.

Чтобы изменить отношение к ятрогении, о ней нужно много и часто говорить. Нельзя допускать неопределенности в этой и так малоизученной теме. Кроме того, желательно, чтобы врачи понимали, на каком уровне нужно вести разговор с пациентом. А именно — могли в максимально доступной форме рассказать о возможных неприятных процессах, которые сопровождают лечение.

Важно спокойно принимать тот факт, что ятрогения сама по себе существует, и что любая манипуляция, любой контакт с пациентом может иметь определенные негативные последствия. Поэтому, принимая решение о проведении того или иного лечения, необходимо оценить, сопоставим ли возможный риск с ожидаемой пользой от вмешательства врача.

Как врачу-стоматологу подготовить пациента к разговору о возможных ятрогенных последствиях?

Врач должен быть максимально откровенным со своим пациентом. Но для этого необходимы однозначные и понятные определения основных терминов и их классификация, которые сейчас в арсенале врача, к сожалению, отсутствуют.

Медицинский специалист и его пациент должны четко отличать ятрогению от осложнений, а также понимать, какие процессы являются следствием врачебной ошибки, а какие — не зависят от качества лечения. Если тема будет открыта и понятна для всех сторон, никто не будет бояться делиться информацией.

Что необходимо сделать для того, чтобы ситуация вокруг определения процессов ятрогении и их четкой терминологии кардинально изменилась?

Этот вопрос должен решаться на государственном уровне. Необходима долгая и слаженная работа, начиная от создания медицинских исследований до решения юридических аспектов и предоставления данных на уровне Министерства Здравоохранения Украины.

Конечным результатом должны стать новая терминология и официальный перечень возможных патологических процессов с их однозначной классификацией. Эта информация должна стать основой для составления юридически правильных договоров между врачом-стоматологом и его пациентом.

Какие научные подходы используют медицинские специалисты в настоящее время для решения вопросов структурирования ятрогении?

В данный момент я вхожу в инициативную научную группу, которая изучает вопросы ятрогении и юридических подходов к ее определению. Наша группа рассматривает все возможные клинические аспекты ятрогенных процессов. Мы уже смогли доказать ошибочность объединения некоторых заболеваний в общую группу одонтогенных болезней, в силу клинически обоснованных различий механизмов возникновения их патологических процессов. Дальнейший шаг — за юридическими специалистами, которых мы активно приглашаем к сотрудничеству. В планах нашей научной группы — закрепление результатов исследований на законодательном уровне.

«Чтобы изменить отношение к ятрогении, о ней нужно много и часто говорить»

Дайте рекомендацию коллегам-стоматологам – какие необходимо предпринять шаги, чтобы обезопасить себя и своего пациента от возможных процессов ятрогении.

Каждый стоматолог понимает, в какой род деятельности он вовлечен, и какие особенности встречаются в его практике. Врачу нужно детально изучить возможные последствия после медицинских вмешательств — от введения обезболивающего препарата до трепанации кости.

Особое внимание необходимо уделять составлению письменных договоров с пациентом, в которых следует фиксировать возможные негативные последствия каждой медицинской процедуры.

И самое главное — аккуратно употреблять термин «осложнение». Особенно для описания тех состояний, которые осложнениями абсолютно не являются.

Поделиться этой статьей
Подписаться
на обновления
B&B Dental
e-mail